Понедельник, 23.10.2017, 19:47
Cubase
Главная Регистрация Вход
Добро пожаловать, Гость · RSS
Меню сайта
Разделы
 Уроки и описания
Главная » Учебник Cubase


Пространственное панорамирование

Пространственное панорамирование

Если в качестве выходного порта модуля VSTi, аудио- или группового трека выбран плагин SurroundPan, то вместо регулятора стереопанорамы будет доступно уже знакомое вам поле пространственного панорамирования. С ним мы уже встречались в разд. 4.2.2. Это поле можно использовать для перемещения источника звуков на круговой панораме, однако это далеко не всегда удобно: маленькие размеры поля, сравнимые с разрешающей способностью мыши, затрудняют точное позиционирование. И еще одно: независимо от того, является ли модуль микшера монофоническим или стереофоническим, в поле пространственного панорамирования в виде точки будет отображаться всего один источник звука, соответствующий одному из стереоканалов.
Если сделать двойной щелчок на данном поле, то откроется окно Рanner рис. 5.8, а), с помощью которого можно точно управлять пространственным панорамированием. Вообще, вид данного окна зависит от настроек мастер-секции микшера. Напомним, что командой главного меню Device > Master Setup открывается диалоговое окно Master Setup, в котором можно зыбрать один из многоканальных форматов. Данное окно описано в разд. 2.6. А мы рассмотрим вариант окна Рanner при использовании формата 5.1.

Рис. 5.8. Окно Panner
Символами условно обозначено расположение фронтальных акустических систем, а символами — расположение тыловых акустических систем. Если щелкать на любом из этих символов и удерживать при этом нажатой клавишу <Alt>, то будет происходить отключение/включение соответствующих каналов. Расположение монофонического источника звука символизируется расположением на квадратном поле окна "горошины" с буквой М: . Вы можете перемещать источник по полю так, как вам угодно. При этом из динамиков и в направлении центра будет выдвигаться нечто, похожее на ленту (рис. Ь.8, 6). Длины этих лент будут пропорциональны уровню сигнала в соответствующих каналах. Сами же уровни сигнала в цифровой форме отображаются под и над символами и .
Регулятором Center Level определяется степень участия центрального канала в формировании кажущегося расположения источника звука. Если передвинуть этот регулятор в крайнее левое положение, то центральный канал окажется вообще незадействованным. В крайнем правом положении вся "нагрузка" будет перераспределена от левого и правого фронтальных каналов к центральному каналу. Регулятором LFE задается уровень сигнала, посылаемого в канал низкочастотных эффектов.
Существуют различные режимы работы SurroundPan. По умолчанию включен режим Mono Mix. Если SurroundPan подключен к источнику стереофонического звука (стереофонический аудиотрек, VSTi или групповой трек), то в режиме Mono Mix сигналы обоих стереоканалов суммируются в один монофонический. Поэтому режим Mono Mix целесообразно использовать для монофонических аудиотреков или для сигналов, которые по своему формату хоть и являются стереофоническими, но, в действительности, не обладают стереофоническими свойствами (одинаковый сигнал в обоих каналах). Если щелкнуть на поле с надписью Mono Mix, то откроется меню, в котором будут доступны и другие режимы: Y-Mirror, X-Mirror и XY-Mirror. В любом из этих режимов стереопара представляется уже в виде двух "горошин" (рис. 5.8, в), подписанных буквами L (левый) и R (правый). Вы можете ухватиться за любую из них и переместить на любое место квадратного поля окна, символизирующего окружающее пространство. Источник другого стереоканала при этом будет тоже перемещаться, причем перемещение будет происходить симметрично. Ось симметрии зависит от выбранного режима:

* Y-Mirror — симметрия относительно вертикальной оси;
* X-Mirror — симметрия относительно горизонтальной оси;
* XY-Mirror — симметрия относительно центра.

Над регулятором LFE расположены три регулятора: Front, Back и Y. Они управляют дивергенцией — степенью участия различных каналов в формировании фантомного образа звукового источника. Звучит довольно загадочно, поэтому будем последовательно переходить от более простых примеров к более сложным. Для начала рассмотрим стереосистему. Как сделать так, чтобы кажущийся (фантомный) звуковой образ располагался в центре панорамы? Нужно, чтобы сигналы этого источника в левом и правом канале имели одинаковый уровень. В данном случае в формировании фантомного образа участвуют два канала (все, что имеются в наличии). В многоканальной системе дела обстоят точно так же. В формировании фантомного образа, расположенного где-то между мониторами (speakers), участвуют как минимум те два канала, между мониторами которых расположен кажущийся источник (рис. 5.9, а). Если начать перемещать источник по направлению к центру, к формированию его образа подключатся и другие каналы (рис. 5.9, б). Направление на источник не изменится, но уже будет казаться, что он переместился ближе к слушателю. Продолжаем эксперимент и увеличиваем значение каждого из параметров Front, Back и Y до значения 50% (рис. 5.9, в). Положение символа в окне Рanner не изменилось, но теперь в формировании его образа участвуют все каналы, причем участвуют очень активно (со всех мониторов идет громкий сигнал). В результате кажется, что источник расположен достаточно близко к слушателю. Но ведь от символа до центра квадратного поля еще далеко! Если продолжать двигать источник к центру, то покажется, что он находится где-то совсем близко от слушателя, но все-таки еще не на его месте.

Рис. 5.9. Окно Panner (перемещение источника справа в направлении к центру)
Так что же такое дивергенция? С точки зрения пользователя, это масштаб и форма того пространства, в котором формируется фантомный звуковой источник. С помощью регуляторов Front, Back и Y задаются три параметра, характеризующих это пространство: ширина пространства спереди, ширина пространства сзади и протяженность пространства в направлении, параллельном оси слушатель-центральный канал. Визуально конфигурация дивергенции отображается в виде пунктирного четырехугольника. Если все три параметра равны, то этот прямоугольник превращается в квадрат.
С точки зрения реализации акустического пространства, параметры Front, Back и Y связаны с изменением вклада каждого из излучателей в формирование кажущихся положений источников звука.
Как пользоваться всеми описанными выше инструментами панорамирования? Во-первых, не стоит забывать о традиционных средствах передачи особенностей окружающего пространства: громкость источника, его тембр, громкость и тембр реверберации. А во-вторых, никаких конкретных советов тут быть не может, только общие: больше практики, чаше слушайте "фирменные" записи в многоканальных форматах, используйте пространственное панорамирование осторожно. На рис. 5.10 показана аварийная ситуация, когда все каналы перегружены: все три параметра Front, Back и Y равны 100%, уровни сигналов во всех каналах (кроме LFE) максимальны (об этом также свидетельствуют красные рамки вокруг всех символов и . Куда бы вы не переместили символ кажущееся расположение источника звука не изменится — его можно охарактеризовать как "со всех сторон".
В заключение раздела хотим обратить ваше внимание на следующую деталь. Если щелкнуть на надписи , окно Рanner будет отображать сведения об авторах и версии плагина. Повторный щелчок на любом месте окна — появится перечень горячих клавиш, которые можно использовать при работе с плагином. Однако на практике вы сможете использовать далеко не все из них. Дело в том, что Cubase SX тоже поддерживает всевозможные горячие клавиши, и будет происходить перехват сообщений об их нажатии. Чтобы вернуть окно Fanner в исходный вид, следует сделать еще один щелчок на любом его месте.

Рис. 5.10. Окно Panner (каналы перегружены)

Раздел: Уроки Cubase | Просмотров: 5805 | Обсудить на форуме


2008 (с) cubase.su
Рекомендуем

Размещайте и монетезируйте свое творчество свободно, без лимитов и ограничений!