Понедельник, 23.10.2017, 03:33
Cubase
Главная Регистрация Вход
Добро пожаловать, Гость · RSS
Меню сайта
Разделы
 Уроки и описания
Главная » Учебник Cubase


Применение эффектов параллельного действия в многоканальных проектах

Применение эффектов параллельного действия в многоканальных проектах

Можно выделить два комплекса проблем:

* дефицит многоканальных плагинов;
* многоканальные плагины можно подключать только к мастер-секции микшера;

Обработка многоканального звука — дело тонкое. Сохранить пространственную панораму при мастеринге многоканального звука можно только при использовании специализированных многоканальных плагинов. А их на момент написания данной книги можно пересчитать по пальцам. Кроме того, большинство из существующих многоканальных VST-плагинов не работает с Cubase SX, а работает только с другим продуктом фирмы Steinberg — Nuendo. Мы не сомневаемся, что в скором времени появится огромное количество многоканальных плагинов. Но в описываемой в данной книге версии Cubase SX их применение будет ограничено лишь мастер-секцией микшера. Почему это плохо? Рассмотрим проблему на примере эффекта реверберации. В принципе, можно подключить эффект реверберации к мастер-секции. На протяжении всей композиции у слушателя будет создаваться впечатление того, что он находится в помещении, характеристики которого определяются параметрами реверберации. В отдельных случаях это приемлемо, но в общем случае — нет. Ведь не зря же не принято подключать эффект реверберации к мастер-секции микшера при работе в формате стерео! Это очень ограничивает возможности звукорежиссера при формировании акустического пространства композиции. В разных частях композиции могут использоваться разные типы реверберации — слушатель переносится из одного окружения в другое, испытывает при этом какие-то эмоции. Кроме того, для разных партий может и должна использоваться разная глубина реверберации. Ведь с помощью нее можно передать расстояние от слушателя до кажущегося источника звука. Всего этого вы лишаетесь при подключении эффекта реверберации к мастер-модулю.
Как с этим бороться? На данном этапе можно применять обычные стереофонические эффекты. Рассмотрим способы применения стереофонической реверберации в многоканальном проекте. Но предварительно полезно освежить в памяти схему, представленную на рис. 5.2.
Способ 1. Подключаем плагин реверберации к одному из слотов окна VST Sends Effects. В настройках эффекта задаем параметры Dry = 0/Wet = 100%. В качестве выходной шины (куда будет подаваться обработанный сигнал) можно выбрать многоканальную шину Master или одну из двухканальных выходных шин (рис. 5.14).
При выводе обработанного сигнала на шину Master реально он будет попадать только на два первых канала шины — на левый и правый фронтальные. При выводе обработанного стереофонической реверберацией сигнала на другие шины он окажется или в левом и правом тыловых каналах или в центральном и LFE-каналах. Последний случай вообще является недопустимым. Предыдущие два случая можно отнести к категории "наивного surround". В свое время, когда только появился формат стерео, применялись такие способы панорамирования, при котором сигналы различных инструментов и вокала присутствовали только в одном из двух каналов. Например, гитара — в левом канале, вокал — в правом. Эмоциональный эффек тот такого панорамирования яркий, но звучание неестественное. Такой подход к панорамированию позже получил название "наивное стерео". По аналогии с "наивным стерео" самое время ввести понятие "наивного surround". Что же такое "наивный surround" в данном случае? Например, это когда реверберация присутствует только в двух каналах многоканальной системы. Безусловно, у слушателя будет яркое впечатление от того, что, например, вокал он слышит из центрального канала, а его реверберацию — из тыловых каналов. В некоторых случаях это приемлемо, но не всегда.

Рис. 5.14. Окно VST Send Effects (выбор выходной шины)

Рис. 5.15. Эффект реверберации подключен к модулю группового трека
Способ 2. Подключаем плагин реверберации к модулю группового трека в режиме вставки (рис. 5.15, а). В настройках эффекта задаем параметры Dry = 0, Wet = 100%. В качестве выходного порта модуля выбираем SurroundPan. Размещаем источники, соответствующие левому и правому каналам реверберации так, чтобы их сигналы присутствовали в нескольких каналах многоканальной системы (рис. 5.15, б). Теперь можно осуществлять посыл сигналов на модуль группового трека с других модулей. Уровень посылаемого сигнала будет соответствовать глубине эффекта.
Такой подход позволяет понизить степень "наивности" звучания стереофонической реверберации в системе 5.1. Однако от ощущения плоскости реверберации избавиться не удастся. Как не круги, но она остается стереофонической.

Раздел: Уроки Cubase | Просмотров: 4359 | Обсудить на форуме


2008 (с) cubase.su
Рекомендуем

Размещайте и монетезируйте свое творчество свободно, без лимитов и ограничений!