Cubase
Меню сайта
Разделы
 Уроки и описания
Главная » Учебник Cubase

Chorder— формирователь аккордов заданного типа

Chorder— формирователь аккордов заданного типа

Chorder — MIDI-процессор аккордов, позволяющий различными способами назначать аккорды на отдельные клавиши MIDI-клавиатуры. Окно эффекта представлено на рис. 9.14.

Рис. 9.14. Окно эффекта Chorder
Один из 3-х возможных режимов работы плагина выбирается нажатием на соответствующую кнопку: Normal, Octave или Global.
В режиме Normal (рис. 9.15) вы можете назначить для каждой клавиши на MIDI-клавиатуре свой (произвольный) аккорд. Делается это следующим образом:

* щелкнув на клавише нижней виртуальной клавиатуры (Trigger Note), выберите ноту (клавишу), для которой вы хотите назначить аккорд;
* установите желательный аккорд для этой ноты, поочередно щелкая на клавишах верхней виртуальной клавиатуры (Chord Setup), при этом учтите, что выделение клавиши снимается повторным щелчком на ней;
* повторите описанные действия с любыми другими клавишами, которые вы хотите использовать.

Если теперь на MIDI-клавиатуре, подключенной к звуковой карте и настроенной на работу с данным треком, нажимать клавиши, которые вы связали с аккордами, то вместо звуков отдельных нот будут слышны назначенные аккорды. Приведем пример. Если вы сделаете все так, как показано на рис. 9.15, а, то, нажав на подключенной MIDI-клавиатуре клавишу СЗ, вы услышите звучание аккорда До мажор (С). Важно понимать, что с каждой клавишей можно связать совершенно любой аккорд! Например, на рис. 9.15, б с той же клавишей СЗ связан аккорд ля минор (Аm).
Честно говоря, полезность такого режима вызывает некоторое сомнение. Получается, что нужно заранее вручную установить соответствие каждой клавиши определенному аккорду, сохранить результаты работы в пресете и, главное, запомнить это соответствие (не в памяти компьютера, а -в своей собственной!), с тем чтобы в будущем извлекать аккорды, нажимая на одну из клавиш. Не проще ли в нужный момент взять на клавиатуре необходимый аккорд традиционным способом?
У рассматриваемого режима есть и еще один не менее экзотический способ применения. Если в часть на треке, к которому подключен MIDI-плагин Chorder, заранее записать последовательность нот, то при воспроизведении вместо них будут звучать аккорды, ассоциированные с соответствующими клавишами. Например, если установки выполнены в соответствии с рис. 9.15, б, то всякий раз, когда на треке встретится нота СЗ, будет звучать аккорд Ат.
Напомним, что командой главного меню MIDI> Merge MIDI in Loop эффект можно применить не в реальном времени: ноты, заранее записанные в часть на трек, можно заменить на соответствующие им аккорды.
Основное условие успешного использования MIDI-плагина Chorder в режиме Normal — знание вами принципов построения аккордов. Начинающие музыканты-любители ухитряются сводить всю гармонию своих композиций к трем типам аккордов: мажорным трезвучиям, минорным трезвучиям и доминантсептаккордам. Конечно, такой гармонический состав не в состоянии украсить аккомпанемент. Сравните: программа-аранжировщик, YamahaVisual Arranger, которую многие считают игрушкой, предоставляет пользователю выбор из аккордов 30-и типов, а более серьезный автоаранжировщик Band-in-a-Box позволяет оперировать аккордами 123-х типов. Количество типов аккордов, их расширений и обращений, которые способен автоматически формировать гитарный MIDI-плагин Rhythm'n'Chords 2 Pro, рассмотренный нами в книгах [7, 9, И, 46], не поддается счету.

Рис. 9.15. С клавишей СЗ связан аккорд С (а) или аккорд Ат (б)
Если вы все-таки решите использовать MIDI-плагин Chorder в режиме Normal, вам может пригодиться справочник по аккордам основных типов, построенных от каждой из нот (рис. 9.16).
Перейдем к рассмотрению режима Octave. Режим Octave подобен режиму Normal, но вы можете назначить только один аккорд для каждой MIDI-клавиши в октаве (т. е. всего двенадцать различных аккордов). Для выбора MIDI-клавиши по-прежнему служит нижняя виртуальная клавиатура (Trigger Note), которая в режиме Octave состоит из клавиш только одной октавы (рис. 9.17).

Рис. 9.16. Аккорды основных типов

Рис. 9.16. Аккорды основных типов (продолжение)

Рис. 9.17. Окно MIDI-плагина Chorder в режиме Octave
Желательный аккорд для выбранной клавиши набирается на клавишах верхней виртуальной клавиатуры (Chord Setup).
Когда вы, например, играете ноту С в любой октаве (это может быть СЗ, С4 или соответствующая нота любой другой октавы), будет слышен аккорд, связанный с клавишей С. Если выполнить установки, представленные на рис. 9.17, то таким аккордом будет До мажор (С). Правда, аккорды все же строятся с учетом принадлежности нажатой клавиши к той или иной октаве. Например, если в данном случае вы нажмете MIDI-клавишу СЗ, то аккорд будет составлен из нот СЗ, ЕЗ, G3. Если же нажата MIDI-клавиша С4, то в аккорде прозвучат ноты С4, Е4, G4.
Перейдем к режиму Global использования MIDI-плагина Chorder. В режиме Global (рис. 9.18) можно выбрать аккорд единственного типа, который и будет исполняться с соответствующим смещением по высоте, когда вы станете нажимать различные клавиши MIDI-клавиатуры.
Пример, приведенный на рис. 9.18 соответствует такой ситуации: для любой клавиши назначено мажорное трезвучие: терцовый тон отстоит от основного на 4 полутона, квинтовый — на 7 полутонов. Это означает, что при нажатии на клавишу С будет сыгран аккорд С, при нажатии на клавишу С* — аккорд С* и т. д. Если же на клавишах виртуальной клавиатуры Chord Setup набрать минорное трезвучие, то именно аккорд этого типа и будет извлекаться: при нажатии на клавишу С будет сыгран аккорд Ст, при нажатии на клавишу С* — аккорд С#т, при нажатии на клавишу D — аккорд Dm и т. д.

Рис. 9.18. Окно MIDI-плагина Chorder в режиме Global, набрано мажорное трезвучие
В левом нижнем углу окна плагина расположена группа, которая в руководстве пользователя называется Switch Setup. С помощью опций группы с каждой MIDI-клавишей можно связать до восьми различных аккордов: т. е. максимум 8 различных аккордов в режиме Global, 12x8 аккордов в режиме Octave и 128 х 8 аккордов в режиме Normal.
По умолчанию нажата кнопка отключающая остальные опции группы Switch Setup (т. е. на каждую клавишу формируется только по одному аккорду). Именно в этом режиме мы и изучали работу плагина до сих пор.
Выбор одного из аккордов, ассоциированных с данной клавишей, может производиться двумя способами, которым соответствуют кнопки и .. Если нажата кнопка то выбор аккорда осуществляется в зависимости от значения параметра Velocity — скорости, с которой "вдавливается" клавиша, когда вы ее нажимаете.
Если нажата кнопка |, то выбор аккорда осуществляется в зависимости от соотношения номеров двух поочередно нажатых MIDI-клавиш.
В поле ввода Use вы должны назначить максимальное количество аккордов, ассоциируемых с одной клавишей. Например, если в поле Use ввести число 8, то нажатием на одну клавишу можно будет, в принципе, сформировать 8 аккордов. По мере увеличения числа в поле Use становятся доступными очередные кнопки Zone Select. При Use = 8 доступны все 8 кнопок.
Рассмотрим программирование плагина для управления в зависимости от параметра Velocity (при нажатой кнопке . Полный диапазон значений Velocity (1—127) разделен на зоны согласно числу, введенному в поле Use. Например, если вы установите Use = 2, то будут созданы две зоны значений Velocity: 1—63 и 64—127. Нажмете на клавишу потихоньку (Velocity < 64) — будет извлечен первый аккорд (тот, который вы ассоциируете с клавишей при нажатой кнопке Zone Select № 1). Ударите по клавише энергично (Velocity> 64) — прозвучит второй аккорд (тот, который вы ассоциируете с клавишей при нажатой кнопке Zone Select № 2). Максимальное число зон значений Velocity 8: 1-15, 16-31, 32-47, 48-63, 64-79, 80-95, 96-111, 112—127. Каждой зоне соответствует одна из 8 кнопок Zone Select. Теоретически вы можете запрограммировать MIDI-клавишу на формирование одного из 8 аккордов. Вопрос только в том, сможете ли вы столь строго дозировать силу своих ударов по клавишам, чтобы осуществлять безошибочный ввод аккордов.
Второй способ извлечения различных аккордов надежнее. Вам не потребуется годами оттачивать специфическую технику игры на MIDI-клавиатуре, как при управлении за счет изменения Velocity. Нажмите кнопку и выбор аккорда будет осуществляться поочередным нажатием двух MIDI-клавиш. В этом случае клавиатуру тоже сначала нужно запрограммировать: каждой кнопке Zone Select нужно сопоставить свой аккорд. Нажмите кнопку № 1 и на виртуальной клавиатуре Chord Setup наберите первый аккорд, затем нажмите кнопку № 2 и на виртуальной клавиатуре Chord Setup наберите второй аккорд и т. д. При игре для извлечения определенного аккорда нужно последовательно нажимать на две MIDI-клавиши. Та клавиша, которая будет нажата первой, определит тональность аккорда (ноту, от которой он будет построен — Root key). Следом нужно нажать клавишу, расположенную правее ранее нажатой. Она определит тип (номер) аккорда. Здесь правило соответствия несложно: расстояние в полутонах между парой нажатых клавиш соответствует номеру кнопки Zone Select. Рассмотрим пример.
Допустим, что кнопке Zone Select № 1 вы сопоставили мажорное трезвучие (Major Chords), набрав на виртуальной клавиатуре Chord Setup ноты С, Е, G, кнопке № 2 — минорное трезвучие (Minor Chords), набрав С, D*, G, кнопке № 3 — доминантсептаккорд (7th Chords), набрав С, Е, G, А*. Тогда, последовательно нажав на MIDI-клавиатуре клавиши С и С*, вы сыграете аккорд С. Нажав С и D, сыграете СП1. Нажав С и D*, сыграете Су. А вот что произойдет, если вы захотите построить аккорды от ноты ми (Е): нажав клавиши Е и F, вы сыграете аккорд Е, нажав Е и F*, сыграете аккорд Ет, нажав Е и G, сыграете аккорд Еу.
Получается, что таким способом можно запрограммировать клавиатуру на извлечение аккордов восьми типов. Этого, в принципе, уже хватит для того, чтобы гармония аккомпанемента выглядела достаточно ярко.
Плохо только одно: такая двухклавишная процедура выбора аккордов не совпадает с теми процедурами, которые уже стали фактическим стандартом. Например, в некоторых синтезаторах фирмы Yamaha, мажорный аккорд извлекается нажатием на клавишу основного тона, для извлечения же минорного аккорда нужно дополнительно нажать ближайшую слева черную клавишу, а для извлечения септаккорда — ближайшую слева белую клавишу.
В раскрывающемся списке Presets имеются две группы пресетов. В группе Chord Menu содержатся варианты настройки плагина. Ценность представляет группа One Chord, где сосредоточены пресеты, позволяющие автоматически набрать аккорды восьми типов.
В целом, как вы видите, плагин позволяет реализовать довольно гибкие технологии формирования аккордов и, в первую очередь, может быть полезен тем пользователям, которые не очень хорошо знакомы с теорией гармонии и испытывают трудности при построении аккордов.

Раздел: Уроки Cubase | Обсудить на форуме
Cubase.su © 2008–. Все права на треки принадлежат их авторам!