link1785 link1786 link1787 link1788 link1789 link1790 link1791 link1792 link1793 link1794 link1795 link1796 link1797 link1798 link1799 link1800 link1801 link1802 link1803 link1804 link1805 link1806 link1807 link1808 link1809 link1810 link1811 link1812 link1813 link1814 link1815 link1816 link1817 link1818 link1819 link1820 link1821 link1822 link1823 link1824 link1825 link1826 link1827 link1828 link1829 link1830 link1831 link1832 link1833 link1834 link1835 link1836 link1837 link1838 link1839 link1840 link1841 link1842 link1843 link1844 link1845 link1846 link1847 link1848 link1849 link1850 link1851 link1852 link1853 link1854 link1855 link1856 link1857 link1858 link1859 link1860 link1861 link1862 link1863 link1864 link1865 link1866 link1867 link1868 link1869 link1870 link1871 link1872 link1873 link1874 link1875 link1876 link1877 link1878 link1879 link1880 link1881 link1882 link1883 link1884 link1885 link1886 link1887 link1888 link1889 link1890 link1891 link1892 link1893 link1894 link1895 link1896 link1897 link1898 link1899 link1900 link1901 link1902 link1903
Cubase
Меню сайта
Разделы
 Уроки и описания
Главная » Учебник Cubase

Мониторинг, дополнительные параметры звукового движка VST

Мониторинг, дополнительные параметры звукового движка VST

В осуществлении записи "живой" музыки и вокала следует решить две проблемы: мониторинг и "доставка" аккомпанемента вокалисту/исполнителю.
Если вы не собираетесь осуществлять запись с микрофона — вам проще, остается только одна проблема: мониторинг.
Под мониторингом подразумевается акустический контроль процесса звукозаписи на всех этапах: вы должны слушать то, что записываете, а также результаты обработки звука, сведения и мастеринга. Понятно, что мониторинг подразумевает контроль в режиме реального времени. Простите за каламбур, но для мониторинга нужны мониторы — высококлассные акустические системы. В отличие от бытовых акустических систем, студийные мониторы обладают условно линейной АЧХ. "Условно" потому, что получить идеальную прямую линию АЧХ в реальной жизни невозможно. Приведем кратчайшую классификацию мониторов. Мониторы бывают дальней и ближней зоны. Для домашней студии больше подходят мониторы ближней зоны, т. к. они имеют небольшие размеры. Кроме того, в профессиональных студиях большая часть сведения выполняется на мониторах ближней зоны и только небольшая часть работы — на мониторах дальней зоны.
Мониторы бывают пассивными и активными. Активные мониторы, в отличие от пассивных, содержат в своем корпусе усилитель мощности. Лучшим решением для домашней студии можно считать небольшие активные мониторы ближней зоны. На начальной стадии обучения современным технологиям звукозаписи в качестве мониторов можно использовать головные мониторы (высококачественные наушники с линейной характеристикой) или акустическую систему домашнего музыкального центра. При этом следует отключить встроенный эквалайзер и всевозможные системы, влияющие на тембр воспроизводимой фонограммы. На худой конец, можно использовать компьютерную акустическую систему средней или высшей стоимостной категории.
При работе в формате стерео достаточно наличие двух мониторов. Мониторы должны располагаться перед вами таким образом, чтобы вы находились в зоне наибольшего стереоэффекта: в одном из углов равностороннего треугольника, в двух из которых расположены акустические системы, а в третьем вы.
При работе в формате 5.1 потребуется 5 мониторов и 1 сабвуфер. О расположении мониторов системы 5.1. мы рассказали в разд. 1.12.3.
При записи с микрофона вокала, акустических инструментов, электрогитары (комбик-микрофон) звучание аккомпанемента не должно попадать в микрофон. В профессиональных студиях эта проблема решается за счет использования как минимум двух звукоизолированных помещений, а в домашних студиях — за счет использования головных мониторов. Причем вокалистам будет удобнее работать с открытыми наушниками. В этом случае они будут слышать себя не только через наушники, но и через окружающее акустическое пространство.
Для мониторинга вокала и любых внешних инструментов лучше использовать внешний мониторинг. При внешнем мониторинге задействуется внешний аппаратный микшер или микшер звуковой карты. Сигнал от микрофона должен следовать по двум маршрутам. Первый маршрут: от микрофона на входной порт Cubase SX для последующей записи на аудиотрек. Само собой разумеется, в данном сигнале не должен присутствовать аккомпанемент. Второй маршрут: от микрофона в микшер, где микрофонный сигнал должен смешиваться с сигналом аккомпанемента, воспроизводимого в Cubase SX; от микшера в наушники вокалиста/исполнителя. В идеале для каждого вокалиста/исполнителя в группе должен создаваться свой микс. В случае внешнего мониторинга Cubase SX не принимает никакого участия в самом процессе мониторинга и выполняет лишь роль цифрового магнитофона.
В Cubase SX имеется поддержка режима мониторинга, называемого ASIO Direct Monitoring. Данный режим похож на внешний мониторинг тем, что Cubase SX по-прежнему выступает в роли цифрового магнитофона: сигнал не проходит сквозь входные-выходные порты Cubase SX наружу. Однако Cubase SX может косвенно принимать участие в формировании мониторно-го микса: имеется возможность управлять микшером звуковой карты непосредственно из Cubase SX. Осуществление ASIO Direct Monitoring возможно только в том случае, если данный режим поддерживается ASIO-драйвером звуковой карты. Поддержка спецификации ASIO 2.0 при этом является необходимым условием, но недостаточным. Включение режима осуществляется в разделе VST Multitrack окна Device Setup, вызываемого командой Device> Device Setup (см. разд. 2.5).
Еще один вид мониторинга, поддерживаемый в Cubase SX, — внутренний мониторинг. В данном режиме сигнал от внешних источников проходит "сквозь" Cubase SX: через входные порты поступает на аудиотреки, в режиме реального времени проходит обработку подключенными плагинами, через выходные порты покидает Cubase SX. В режиме внутреннего мониторинга Cubase SX может выступать в роли процессора эффектов, работающего в режиме реального времени. У данного режима несколько достоинств. Например, вы еще до начала записи можете получить представление о том, как будет звучать записанная партия с учетом подключенных эффектов. Основной недостаток — задержка, возникающая при прохождении сигнала сквозь Cubase SX. При использовании внешнего мониторинга задержка практически отсутствует: сигнал от микрофона через микшер в наушники распространяется со скоростью, немногим уступающей скорости света. Задержка при внутреннем мониторинге может варьироваться от нескольких миллисекунд до нескольких сотен миллисекунд, в зависимости от настроек аудиоинтерфейса. Однако в большинстве случаев задержку в несколько миллисекунд можно считать несущественной.
Для того чтобы внутренний мониторинг был возможен, драйвер звуковой карты должен поддерживать режим full duplex (одновременную запись и воспроизведение). Для того чтобы сократить задержку до минимума, драйвер звуковой карты должен поддерживать ASIO.
У внутреннего мониторинга Cubase SX в свою очередь также имеются различные режимы работы. Командой главного меню File> Preferences откройте окно Preferences (предпочтения), в левой части окна выберите раздел VST. В правой части окна будут доступны дополнительные параметры звукового движка. Среди них имеется список Auto Monitoring (рис. 2.26).

Рис. 2.26. Окно диалога Preferences (раздел VST)
В данном списке вы можете выбрать один из режимов внутреннего мониторинга:

* Manual — ручное включение внутреннего мониторинга нажатием соответствующей кнопки аудиотрека (см. разд. 4.2.1);
* While Record Enabled — мониторинг будет включаться автоматически при включении атрибутов Record Enable аудиотреков;
* While Record Running — мониторинг будет автоматически включаться только во время записи;
* Tapemachine Style — мониторинг будет работать в режиме остановки и в режиме записи, а в режиме воспроизведения он будет отключаться.

Перечислим остальные дополнительные параметры звукового движка.
Параметр Scrub Response (Speed) — время отклика инструмента Scrub (см. разд. 4.4.2).
Индикаторы уровней сигналов Cubase SX могут работать в режиме индикации пиков. При этом горизонтальными черточками будет отображаться максимальный уровень сигнала. Параметр VU-Meter Peak's Hold Time определяет время, по прошествии которого показания этих черточек будут сбрасываться.
Опция Preload Waves Plugins on Startup должна быть включена в том случае, если вы собираетесь применять плагины фирмы Waves Ltd. (http://www.waves.com).

Раздел: Уроки Cubase | Обсудить на форуме
Cubase.su © 2008–. Все права на треки принадлежат их авторам!