link2023 link2024 link2025 link2026 link2027 link2028 link2029 link2030 link2031 link2032 link2033 link2034 link2035 link2036 link2037 link2038 link2039 link2040 link2041 link2042 link2043 link2044 link2045 link2046 link2047 link2048 link2049 link2050 link2051 link2052 link2053 link2054 link2055 link2056 link2057 link2058 link2059 link2060 link2061 link2062 link2063 link2064 link2065 link2066 link2067 link2068 link2069 link2070 link2071 link2072 link2073 link2074 link2075 link2076 link2077 link2078 link2079 link2080 link2081 link2082 link2083 link2084 link2085 link2086 link2087 link2088 link2089 link2090 link2091 link2092 link2093 link2094 link2095 link2096 link2097 link2098 link2099 link2100 link2101 link2102 link2103 link2104 link2105 link2106 link2107 link2108 link2109 link2110 link2111 link2112 link2113 link2114 link2115 link2116 link2117 link2118 link2119 link2120 link2121 link2122 link2123 link2124 link2125 link2126 link2127 link2128 link2129 link2130 link2131 link2132 link2133 link2134 link2135 link2136 link2137 link2138 link2139 link2140 link2141
Cubase
Меню сайта
Разделы
 Уроки и описания
Главная » Учебник Cubase

Основная секция инспектора аудиотрека; немного о пространственном панорамировании

Основная секция инспектора аудиотрека; немного о пространственном панорамировании

Как видно из рис. 4.20, внешне основная секция инспектора аудиотрека мало отличается от аналогичной секции инспектора MIDI-трека. Однако принципиальные отличия все же имеются.

Рис. 4.20. Инспектор аудиотрека (основная секция)
Кнопка — переключает режимы моно/стерео.
Командой главного меню Project> Auto Fades Settings вызывается диалоговое окно Auto Fades, с помощью которого задаются параметры автоматического фейда и кроссфейда. Эти параметры распространяются на все аудио-треки проекта. Однако имеется возможность определять эти параметры индивидуально для каждого из аудиотреков. С помощью кнопки вызывается диалоговое окно Auto Fades — Track:<название трека>. Оно аналогично окну Auto Fades, однако параметры, доступные в нем, распространяются только на текущий трек.
Кнопка открывает диалоговое окно VST Channel Settings, показанное на рис. 4.21. Хотя в заголовке данного окна отображается только название трека, официальное название окна именно VST Channel Settings.
С окном VST Channel Settings мы уже встречались, когда рассматривали атрибуты MIDI-трека. Теперь мы столкнулись с вариантом этого же окна, предназначенным для управления аудиотреком. Можете провести эксперимент: оставить данное окно открытым и выбрать в качестве текущего MIDI-трек. Содержание окна VST Channel Settings изменится соответствующим
образом. Обратите внимание: когда вы щелкнете мышью на окне проекта, чтобы выбрать трек, то окно проекта получит фокус и может закрыть собою окно VST Channel Settings. Поднять VST Channel Settings на "поверхность экрана" (над остальными окнами) можно, выбрав название текущего трека из меню Window.

Рис. 4.21. Диалоговое окно VST Channel Settings (вариант для аудиотрека)
Однако вернемся к рассмотрению окна VST Channel Settings, вызванного для аудиотрека (см. рис. 4.21). В нем собраны практически все параметры аудиотрека. Большинство элементов данного окна дублируется в других секциях инспектора и окна Mixer, которое мы рассмотрим в главе 5. Если приглядеться, то окно VST Channel Settings можно разделить на четыре области (слева направо):

* секция фейдера громкости, панорамы и других параметров;
* секция эффектов параллельного действия;
* секция эквалайзера;
* секция эффектов последовательного действия.

Особое внимание стоит обратить на секцию эквалайзера, а именно на верхнюю ее часть, в которой отображается амплитудно-частотная характеристика (АЧХ). Здесь АЧХ эквалайзера аудиотрека можно редактировать в графической форме: с помощью курсора мыши вы размещаете узлы АЧХ, расположение которых определяет настройку параметрических фильтров.
С помощью кнопки осуществляется сохранение настроек эквалайзера в пресете, а с помощью кнопки текущий пресет удаляется. Выбрать нужный пресет можно в списке, расположенном левее этих кнопок. По умолчанию пресетам присваиваются названия Preset 1, Preset 2 и т. д. Вы можете переименовать нужный пресет, как вам угодно. Для этого сначала сделайте двойной щелчок на списке пресетов. А затем в возникшем диалоговом окне Type In Preset Name введите название пресета и нажмите ОК.
После каких-либо манипуляций с окном VST Channel Settings могут оказаться полезными кнопки , которые приводят соответствующие секции в исходное состояние.
Вернемся к рассмотрению основной секции инспектора аудиотрека (см. рис. 4.20).
Напомним, что мы рассматриваем те элементы управления, которые отсутствуют в инспекторе MIDI-трека или отличаются от его аналогичных элементов.
В нижней части основной секции имеются два поля: in и out. Здесь можно выбрать входной и выходной порты аудиотрека. Напомним, что с помощью окон VST Inputs и VST Outputs, вызываемых командами главного меню Devices> VST Inputs и Devices> VST Outputs соответственно (см. разд. 2.6), вы можете посмотреть, какие каналы или шины ввода/вывода цифрового звука вам в принципе доступны (это зависит от аппаратных возможностей звуковой карты и ее драйверов). В этих же окнах вы можете включать, выключать, а также переименовывать каналы и шины в случае необходимости.
Итак, в качестве выходного порта аудиотрека можно выбрать канал (например. Left — левый стереоканал), шину (например, BUS 1 — стереопару, включающую в себя каналы Left и Right) или SurroundPan — пространственное панорамирование.
Сделаем небольшое отступление. Для размещения источников звука на стереопанораме фактически используется всего одна координата — удаление источника от центра панорамы (координата лево- право). В зависимости от значения этой координаты будет изменяться громкость сигнала в стереоканалах. Например, при панорамировании источника звука влево громкость сигнала этого источника в левом канале останется без изменений или возрастет в зависимости от выбранного метода панорамирования (параметр Stereo Pan Law окна Project Setup — см. разд. 2.9), а его же громкость в правом канале будет уменьшаться до полного исчезновения сигнала. Если расположить источник звука в центре стереопанорамы, причем сам источник является монофоническим (не имеет кажущейся протяженности по стереопанораме), то его сигнал в левом и правом стереоканалах будет одинаковым. Если же в центре стереопанорамы разместить стереофонический источник звука, то громкость его собственных стереоканалов изменяться не будет. Так устроено стереофоническое панорамирование. Программа изменяет в стереоканалах громкость сигнала, воспроизводимого с трека, в соответствии с описанным выше принципом.
В случае пространственного панорамирования для расположения звуковых источников вокруг слушателя используется уже две координаты: лево- право и впереди- позади. В принципе, не важно, сколько каналов в вашей акустической системе: их может быть по-прежнему всего два, но если в качестве выходного порта аудиотрека выбран SurroundPan, то для позиционирования звуковых источников в пространстве будет использоваться уже две координаты. Напомним, что с помощью команды Devices> VST Master Setup открывается окно диалога VST Master Setup. В этом окне вы указываете Cubase SX, какая именно акустическая система у вас используется (см. разд. 2.6). В зависимости от этого будут применяться конкретные алгоритмы пространственного панорамирования.
В принципе, пространственное панорамирование по своей сути ничем не отличается от панорамирования в стерео. Как и в случае стерео, в зависимости от заданных вами координат источника звука программа будет изменять громкость его сигнала в разных каналах таким образом, чтобы получить его соответствующую пространственную локализацию. Вся разница в количестве каналов. Допустим, у вас квадрофоническая система (четыре канала — левый/правый фронтальные и левый/правый тыловые) и вы размещаете в пространстве монофонический источник. Если его поместить перед собой, то будут звучать левый и правый фронтальные каналы. При перемещении источника слева от себя будут звучать левые фронтальный и тыловой каналы. При размещении источника где-то далеко сзади и слева будет звучать только левый тыловой канат. Еще пример: система 5.1. Фронтальные каналы: левый, центральный, правый; тыловые каналы: левый, правый. При размещении источника перед собой будет звучать центральный канал. При размещении источника справа от себя будут звучать правые фронтальный и тыловой каналы и т. д. Правда, в системе 5.1. имеется еще один канал (в названии системы он обозначается единичкой) — канал сабвуфера. Человек не в состоянии определять направление на источник низкочастотного звука, поэтому где физически будет размещаться сабвуфер — справа, слева, спереди или сзади — не имеет значения. В дальнейшем вы увидите, что в Cubase SX в полной мере поддерживаются возможности многоканальных аудиосистем вплоть до 5.1. И, естественно, у вас будет возможность управлять уровнем сигнала в канале сабвуфера.
А сейчас, совсем не надолго, вернемся к основной секции инспектора аудиотрека (см. рис. 4.20). Допустим, в качестве выходного порта аудиотрека выбран SurroundPan. При этом вид регулятора панорамы в основной секции инспектора останется неизменным и не появится никакого нового регулятора, позволяющего перемещать источник вдоль второй координатной линии (вперед-назад). Поддержка пространственного панорамирования в полной мере реализована в секции Channel инспектора аудиотрека и в микшере (окно Mixer). Кроме того, пространственное панорамирование поддерживается автоматизацией. Это, например, означает, что вы можете заставить как угодно перемещаться вокруг слушателя звук, воспроизводимый с аудиотрека.

Раздел: Уроки Cubase | Обсудить на форуме
Cubase.su © 2008–. Все права на треки принадлежат их авторам!