В большинстве случаев измерений, встречающихся в
работе звукорежиссера, приходится сталкиваться с очень интересным
эффектом: все изменяется не на сколько-то единиц, а во сколько-то раз.
Скажем, диапазону в одну октаву соответствует изменение частоты в два
раза (см. рисунок). То же самое можно сказать и об уровнях звука. Определение
громкости звука основано на психофизическом законе, установленном в
1846 году Э.-Г. Вебером, который заложил основы "психометрии", т.е.
количественных измерений ощущений. Поскольку ощущение является
субъективным процессом, то абсолютные измерения силы ощущений
невозможны, и Вебер перенес проблему в область измерения относительных
величин и искал минимальные различия в ощущениях, которые можно
зафиксировать. Суть закона Вебера заключается в том, что
чувствительность уха человека к звуку меняется, как логарифм
интенсивности звука. Аналогичные соотношения были установлены Э.-Г.
Вебером и Г.-Т. Фехнером и для других ощущений, даваемых органами
чувств человека, — осязания и зрения (Фехнеру принадлежит большое
количество работ по "психофизике", которую он определял, как "точную
науку о функциональных зависимостях между телом и душой, общее — между
материальным и духовным, физическим и психическим миром"). Децибел — это некая относительная величина. В принципе, с помощью
децибела можно изменять что угодно. Скажем, Михаил Чернецкий в своей
статье в журнале «Звукорежиссер» приводит такой пример: «Так как
децибел — величина относительная, то с его помощью можно измерять все,
что угодно — хоть музыкальные интервалы. Действительно, в одной октаве
содержится шесть нотных интервалов, а изменению напряжений в два раза
(как бы, "на октаву") соответствует изменение уровня на 6 дБ, т.е.
музыкальный звуковысотный интервал в один тон соответствует одному
децибелу. Причём значения совпадают с точностью 0,0004». Ну а для
расчета этой хитрой единицы применяются следующие формулы: N=20*lg(U2/U1) Где U1 — опорное напряжение; U2 — измеряемое напряжение; N — их соотношение в децибелах. Существуют
различные опорные напряжения, чтобы не было путаницы, обычно
указывается, что именно имеется ввиду. Опорная величина должна
указываться после букв дБ. В английском языке приняты две основные
величины: обозначению dBu (русское дБ) — соответствует опорное
напряжение 0,775 В; обозначению dBV (русское дБв) — соответствует
опорное напряжение 1В; встречается и обозначение dBm (дБм), для него
опорный уровень — также 0,775В.
Если сравниваются мощности, то принято использовать формулу N=10*lg(P2/P1) Где P1 и P2 — опорная и измеряемая мощности соответственно.
Если полученная величина окажется отрицательной, то это означает, что измеряемая величина меньше опорной.
При измерении динамического диапазона (разница между максимальным и
минимально возможными уровнями инструмента или какого-либо устройства)
используется формула D = 20lg(Pmax/Pmin) Где Pmax и Pmin — максимальное и минимальное звуковые давления. Источник звука | Уровень, дБ | Динамический | минимальный | максимальный | диапазон, дБ | Гитара | 40 | 55 | 15 | Пение женское | 45 | 80 | 20 — 35 | Пение мужское | 40 | 85 | 20 — 45 | Орган | 50 | 85 | 35 | Виолончель | 35 | 70 | 35 | Рояль | 35 | 80 | 45 | Эстрадный оркестр | 45 | 100 | 45 — 55 | Симфонический оркестр | 35 | 110 | 60 — 75 |
В
практических целях при определении динамического диапазона источника
звука используют уровни звукового давления, вычисляя их разность.
Например, так как максимальный уровень звучания рояля составляет 80 дБ,
а минимальный — 35 дБ, то говорят, что его динамический диапазон
составляет 80 — 35 = 45 дБ. При этом 80 дБ и 35 дБ — это уровни
звукового давления относительно условного нулевого акустического уровня
(порога слышимости). В таблице приведены параметры, характеризующие
динамический диапазон некоторых источников звука. |